вторник, 9 апреля 2013 г.

Уильям Шекспир «Венецианский купец»


Собираешься мстить - копай две могилы: одну для врага, другую для себя.     
(китайская мудрость, приписываемая и Конфуцию)
Принцип «око за око» нередко приводит к полной потере зрения.
(авторства, к сожалению, не помню)


То, что для венецианского купца дело скоро запахнет керосином, угадывается уже с первых строк: Антонио пребывает в необъяснимо печальном настроении. Я бы сказала, что здесь просыпается чутье или срабатывает интуиция, называйте, как пожелаете.
           
            Антонио. Предприниматель, богатый купец. Торговые дела его идут превосходно: солидный капитал, свой товар, собственный транспорт.  Он серьезный бизнесмен и имеет хорошую репутацию в деловых кругах. Трудоголик, конечно, весь в работе. Только что отправил большую партию товара к местам назначения.
Может эта история была бы совсем другой, если б Антонио не конфликтовал с евреями-ростовщиками. Евреи (на протяжении многих веков) -  не слишком-то популярная нация, да и занятие у них малопочтенное, но поведение Антонио совсем уж вопиющее. Не любишь – не люби, дело хозяйское, но он ведет себя с ними как отъявленный шовинист и юдофоб: открыто презирает и оскорбляет, не ограничивая себя ни в словах, ни в действиях. Преотвратно, в общем, ведет.
Мало того, он постоянно ставит их гешефту палки в колеса, ссужая страждущих деньгам без процентов. Он наносит большой вред делам, ведет себя как злостный конкурент, а, что обиднее всего, навара на этом не делает. Отношения, короче, натянуты сильнее некуда.
Но в целом, в городе Антонио считается неплохим парнем (друзья-приятели в наличии и о нем беспокоятся). Удивительно, что при таких деньгах, никто не говорит об его амурных похождениях: нет ни возлюбленной, ни невесты, ни подруги. Даже никакая куртизанка рядом не ошивается, а ведь эти акулы любовного фронта быстро прибирают к рукам дяденек с тяжелыми кошельками.
И хотя в связях, порочащих его, не замечен, Антонио питает подозрительно нежные чувства к своему молодому другу.

Итак, купца снедает грусть-тоска. Друзья ищут причину его меланхолии и грешат на трудности бизнеса. Ведь товар на воде, а она стихия коварная: море волнуется раз – и денежки тю-тю! Антонио отнекивается, не с того ему взгрустнулось. «Может, влюблен?» - домогаются приятели. И опять не то.
Не то? Ой, ли? И в тот момент является Бассанио. Он, вроде как, родственник купца, но поскольку степень родства нигде не уточняется, да и упоминается о родне раз и вскользь, то, скорее всего, это «нашему забору двоюродный плетень» и все привыкли считать его другом Антонио.

            Бассанио. Собственно, этот раздолбай и стал причиной заварившейся каши. Легкомысленный паренёк привык пожить на широкую ногу, а денежку считать не привык, не умеет и не хочет. Потому и промотал все, что можно и капитально задолжал всем, кому можно (прежде всего нашему купцу). Но у этого вертопраха хватило наглости клянчить ещё. Похоже, для Бассанио не секрет подлинные чувства друга к нему, и он беззастенчиво пользуется слабостью Антонио.

Бассанио поведал, что влюбился в богатую наследницу. «Ах, какая девушка! - заливался он соловьём. – Готов жениться. Но ведь пред ясными очами невесты с голым задом не покажешься! Надо хоть видимость благополучия состряпать. Поэтому, друг мой, я был бы крайне признателен, если б ты ссудил мне немного грошиков.»
Тот и рад помочь, да у него, как у многих бизнесменов, с наличкой туго – все деньги крутятся в деле. Но можно взять кредит под предприятие или, допустим, он может стать поручителем, если Бассанио найдет деньги. Он отдаст всё, что нажито непосильным трудом, только б другу было хорошо.  А теперь скажите, почему деловой человек готов это сделать?
Поинтересуйтесь у любого предпринимателя: может он рискнуть всем своим состоянием ради малообоснованных мечтаний друга, который весь в долгах, как в шелках,  и без перспективы обретения финансовой стабильности? А Антонио может!
И ведь речь здесь не идет о жизни или смерти, речь идет о сватовстве с непредсказуемым результатом, о новой блажи безответственного юнца. Но он действительно готов отдать всё.  И это можно объяснить лишь беспредельной любовью.
 Кака любовь?- спросите. Така любовь… Антонио постоянно говорит другу, что любит его, что он готов  брать на себя и решать его проблемы.  Да, он любит Бассанио, искренне и безнадежно, и для обожаемого существа сделает, что угодно. 
А этот бестолковый щенок просит кредит у Шейлока. А брать деньги у Шейлока – большая ошибка!
           
            Шейлок. Еврей-ростовщик. В давних контрах с купцом. Что он чувствует к Антонио объяснять, думаю, не надо. Он его ненавидит. Всей душой. За всё: за другую веру, за хулу, за оскорбления, за потерянную выгоду. За нравственные и  физические страдания.  За причиненный моральный вред и нанесенный финансовый урон. НЕ-НА-ВИ-ДИТ!!!

В общем, не в ту лавочку зашёл пустоголовый Бассанио. Антонио претит мысль брать в долг, тем более у Шейлока, но ради любимого друга он решает поступиться принципами. Ростовщик, однако, не торопится давать деньги. Он делает туманные намеки на ненадежность богатства купца, припоминает тому откровенно издевательские выходки и непотребное поведение. Антонио же нисколько не раскаивается и, полностью уверенный в собственной непогрешимости и безнаказанности,  ведется себя с Шейлоком привычно, то есть абсолютно по-хамски (совсем мужик ума лишился!). 
Но! Сила действия равна силе противодействия, угол падения равен углу отражения, и как аукнется, так и откликнется.
Не делайте из Шейлока чудища, сеньор! Шейлок-таки хочет с вами дружить! Конечно, он даст вам сколько надо. И даже не возьмет процентов! Только неустойку. Если, конечно, уважаемый купец не вернет (ну, мало ли?) всю сумму в срок. Что за неустойка? Да, шутки ради, напишем в расписке, что Шейлок вырежет из вас, любезный, фунт мясца. Там, где пожелает. Что скажете, почтеннейший?
Бассанио пытался было квакнуть, что при таком раскладе не надо и денег, но, вообще-то, сильно не сопротивлялся.  Да и нашла уже коса на камень.  «Ладно, собака, не думай, что меня «на слабо» можно взять»,-  решает Антонио и подписывает вексель.  Нотариально заверенный приговор самому себе.  А другу, в гордыне непомерной, заявляет: «Не трепыхайся, малец! У меня денег скоро будет завались, рассчитаюсь с жидом в срок  до копеечки».  Вот так и суют неразумную головёнку под топор. 
Деньги получены. Бассанио едет свататься к Порции.

            Порция. Вот и четвертый наш герой, точнее, героиня. И, по большому  счету, главная-то здесь именно она.
О, Порция! Прекрасна ликом и набита добродетелями, как подсолнух семечками. На редкость привлекательная невеста: приданое + красота – и мужиков можно грести лопатой. Соискатели руки бродят вокруг нее стадами.
 Но златокудрая обворожительница  -  женщина большого ума!  Она, пожалуй, самый здравомыслящий персонаж во всей пьесе. Хорошо образована, сообразительна,  мудра и справедлива, видит людей насквозь.  И очень остра на язык: хорошо, что женихи не слышат ее убийственных характеристик.
Не лишена здорового авантюризма. Но, как любая женщина, имеет слабости, и самая большая  из них – Бассанио. Она в него влюбилась.  

Тут надо начать с отца. Папенька у Порции был башковитым и изобретательным, и очень любил дочурку.  Чтоб удачно выдать замуж свою кровиночку, и чтоб ей, как его не станет, не выскочить замуж за какого-нибудь пройдоху и охотника за деньгами, он придумал лотерею «Выбери ящик».  Что-то типа «на право пойдешь  - коня потеряешь…». Кто верный выбор сделает, тому и доча с приданым отойдет.
Немало высокородных особ неизменно прокалывались, пока не явился этот юный кавалер. Угадал! (Если бы он провалил экзамен, Порция, скорее всего, отказалась бы от дурака, лучше будь один, чем вместе с кем попало!) Похоже, любовь заставила Бассанио соображать энергичнее.
И в тот момент, когда молодёжь должна вот-вот обвенчаться, приходят дурные вести.
Гордыня – большой грех, и Антонио получи-таки по носу. Его корабли затонули, платить по векселю нечем, он  банкрот. Шейлок потирает руки: час пробил!  Теперь-то он прищучит этого высокомерного ублюдка, отыграется за все унижения. Готовь свою тушку, Антонио, Шейлок жаждет крови!  Он в своем праве. Я буду мстить, и мстя моя страшна.
Порция готова перекупить вексель и отправляет супруга (да-да, настояла, чтоб  быстренько поженились) в  Венецию. Но, поскольку она  умна и не особо надеется на способности своего мальчика-мужа решать проблемы самостоятельно (тот больше языком горазд, с делами-то у него хуже), то сама едет следом, чтоб осмотреться на месте. Хочешь, что бы дело было сделано хорошо — сделай его сам.
Правильно, в общем, решила: мужики, заинтересованные в благополучном исходе дела, как-то не озаботились хорошим юристом. Под видом ученого мужа, доктора юриспруденции, Порция берётся консультировать дожа в этом странном деле, берется быть судьей. Смелая женщина!
Сначала, как добрый человек, она пытается решить дело миром.  Какие речи она толкает в суде, как  давит на жалость, уговаривая Шейлока проявить милосердие! Сколько раз она просит  того отказаться от смертоубийственных планов, давая ему шанс. Прежде всего, на собственное спасение.
Но без толку! Тот уперся, как баран. Ему уже не нужны деньги, да, по-правде, и не были они нужны. Он жаждет мести. Ослепленный ненавистью, упиваясь ею и задыхаясь от нее, Шейлок, утратив всякий ум, отказывается от этого шанса. Dura lex sed lex - Закон суров, но это закон. И этого обуяла гордыня! Излишняя самонадеянность порой очень жестоко наказывается.
Не знал венецианский ростовщик русской мудрости -  закон что дышло: куда повернул, туда и вышло. А Порция внимательна к деталям и креативна. И не зря, наверно, во все времена хорошие адвокаты хорошо оплачивались.  Решительно, не отходя от буквы того самого закона, она переворачивает дело с ног на голову (или обратно, тут уж как посмотреть). Ответчик превращается в истца, а потерпевший в обвиняемого, и закон карает того, кто желал бы сам карать с его помощью. Порция трактует и документ, и ситуацию в пользу того, кому намерена помочь. Гениальный защитник!
Для Шейлока история закончилось более чем плохо: он теряет ВСЁ.  Для Антонио  история закончилось более чем хорошо: нервы только потрепали изрядно, а так жив-здоров, да ещё и с наваром. Собственно, они друг друга стоят. Антонио – наказали за глупость (любовь-любовью, но мозги надо по назначению использовать, и помнить, что с неубитого медведя шкуру не сымают, а береженого Бог бережет),  за заносчивость и  высокомерие (К людям надо относиться мягше, а на вещи смотреть ширше), но простили за жертвенность. Шейлоку давали шанс на спасение через прощение и милосердие – он же (тоже не от большого ума) отказался, за что и  был наказан.

Повезло, что Бассанио влюбился не пустоголовую красотку. Что было бы, не возьмись за дело умная женщина? Был бы труп. Антонио бы умер, а Бассанио всю жизнь казнился, что из-за его глупости друга нет в живых.  Да, с такими друзьями и врагов не надо.

Этот набор главных лиц - четверка, квадрат, крест. Перевязанные и перекрещенные друг с другом, похожие друг на друга. Вертикаль  Порция-Шейлок, и горизонталь Антонио-Бассанио. И хотя видимое противопоставление Антонио – Шейлок, но здесь это, все же, Шейлок и Порция, месть и милость.
Наверху всегда Порция. Или так: женщина – один полюс, а на другом – трое мужчин, которым трудно договориться, понять друг друга без взаимных упреков, оскорблений, желания унизить. Мужской мир, где побеждает женщина, где она умиротворяет, награждает и наказывает. И где защитная мужская формула «Послушай женщину и сделай наоборот»  может иметь фатальные последствия. Где нужно просто послушать женщину…



От себя очень порекомендовала бы посмотреть фильм 2004 года, где Шейлока совершенно фантастически играет Аль Пачино. Абсолютно трагическая роль, исполненная с такой силой, что я, признаюсь честно, прониклась судьбой несчастного жида: в финале мое сердце сжималось от жалости, я сочувствовала Шейлоку и оплакивала его.

2 комментария: