четверг, 21 февраля 2013 г.

Александр Пушкин «Метель»


Суженого конём не объедешь
Народная мудрость


               Даже если не читали вовсе, то хоть краем уха, но историю эту слыхали многие.
            Юная барышня, натура в высшей степени романтическая, полюбила бедного молодого человека и тот отвечал ей полной взаимностию. Отец и мать девушки выбор дочери не одобрили и принимали молодца весьма прохладно. Поняв, что в смысле «руки» пареньку ничего не светит, молодые люди, охваченные взаимной страстью и нетерпением, решают тайно пожениться, а позже броситься в ноги родителям в надежде на прощение и благословление.
            День венчания выбран был крайне неудачно: мело-с. И, знатно, скажу я вам, мело! Вроде и терзали барышню смутные сомнения, что не к добру метель, а к венцу-таки поехала. Как же, любимый ждёт! Ждёт? Ну-ну!
            Надо сказать, что молодежь отправилась к церкви разными дорогами и разным транспортом, что имело роковые последствия для всего предприятия. Машенька прибыла к месту вовремя, а вот жених ее крепко заплутал в снегах.  Явился он в храм божий только к утру, да было уж поздно – невеста его стала чужою женой. И кто был тот муж-тать, никому не ведомо.


            Невероятнейшая история! Если бы все открылось, то скандал был бы неминуемый и грандиозный, репутация девицы была бы погублена навсегда. Но свидетели злосчастной свадьбы по разным соображениям набрали в рот воды и огласки это странное событие не имело. Несостоявшийся жених в расстроенных чувствах отбыл в армию, где вскоре, на войне 1812 года, был сильно ранен и умер.
            Наполеон повержен, мир, солдаты возвращаются домой. Жизнь налаживается. После смерти папеньки, Марья Гавриловна остается богатой наследницей (да, притом, прехорошенькой). Соискатели начинают виться пчёлками вокруг сего цветка. Но Машенька хранит память об умершем женихе, и ни к кому не благосклонничает.
            Среди женихов того периода особо ценились офицеры – герои Отечественной войны. В окружении Маши появляется новый кадр -  гусарский полковник Бурмин. Молодой, с Георгием в петлице, у него ранение и интересная бледность. Девичья мечта во плоти. Поговаривали, что раньше он был изрядным повесой, но с Марьей Гавриловной он прост, тих и молчалив. Она чувствует, что нравится полковнику. Но почему же тогда он до сих пор не объяснился с ней?
            Девушка пускает в ход некоторые женские уловки, весьма, впрочем, невинные, и достигает цели: Бурмин впадает в крайнюю степень задумчивости и бросает на Машеньку горящи взоры. Объяснение не заставляет себя ждать, полковник решился во всём сознаться. У него есть страшная тайна.
            Здесь я хочу остановиться. Именно на финальной сцене. На мысли, что последуют дальше, меня навел, как ни странно, старый фильм 1964 года. В нем холодноватая Марья Гавриловна – это Валентина Титова (актриса для меня не слишком знакомая, хотя снималась она довольно часто), ее пылкий наивный жених – совсем юный Олег Видов (царь Гвидон из знаменитой «Сказки о царе Салтане» и бесстрашный мустангер Морис Джеральд из «Всадника без головы»). Ну, а Бурмина блестяще сыграл Георгий Мартынюк. Молодым вряд ли что скажет эта фамилия, а для тех, кто постарше, он тот самый незабвенный Пал Палыч Знаменский из телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». «Метель» Владимира Басова была много раньше «Знатоков» и молодой Мартынюк здесь очень органичен. Почему режиссеры мало использовали такую фактуру в исторических фильмах, для меня загадка.
            На мой взгляд, эта повесть неважно ложится на пленку, и тем приятнее, что фильм получился. Здесь и хороший актерский ансамбль, и необыкновенная музыка, и отличная операторская работа, а за всем – крепкая режиссерская рука, ведь простые истории (тем паче классику) снимать много сложнее, чем насыщено драматические.  В фильме очень мало текста на час с небольшим экранного времени, мало диалогов, но смотрится картина с интересом.  Очень душевно снято. Я не пожалела о потраченном времени.
            Но вернусь к финалу повести. Бравый гусар решил исповедоваться даме сердца. И, да простят меня пушкинисты и сочувствующие, я буду утверждать, что Бурмин отлично знал что и кому он говорит. Он узнал Марью Гавриловну. Сцена признания была им заранее полностью просчитана и проведена как победоносная военная кампания. Возможно, за такие крамольные мысли меня предадут анафеме, но постараюсь объяснить, с чего вдруг такие выводы.
            Итак, Бурмин знакомится с Марьей Гавриловной и всё поначалу идет нормально: он чувствует симпатию, влечение, день за днем он привыкает видеть ее и, наконец, влюбляется. И вдруг, он её узнаёт! Катастрофа! Он понимает, что оказался в двусмысленной и опасной ситуации: предмет его мечтаний – та, кого он безжалостно обманул, над чьи чувствами жестоко посмеялся.          Что же делать? Уехать и все забыть, затеряться на просторах родины? Еще раз сбежать от ответственности? Но он уже не тот глупый бессердечный мальчишка, что был до войны. Этот вариант для Бурмина – не вариант. Что ж он, герой, как заяц будет всю жизнь по кустам прятаться? Не то!
            Ничего не говорить и жениться на Марье Гавриловне, которая, похоже, ни о чем не подозревает? Перед Богом он будет чист, да и перед женой, хотя и тайно.   Но имеются ещё и свидетели. А вдруг они заговорят? А вдруг она сама всё вспомнит? Нет, дело нельзя пускать на самотёк. Мы сами кузнецы своего счастья.
            Но как признаться во всем с минимальными потерями? Реакция девушки непредсказуема, но хорошего явно ждать не приходится. Что если Маша, узнав правду, проклянёт его за свою погубленную любовь и порушенную жизнь?
            Вот тогда-то Бурмин и впадает в задумчивость: он ищет выход из ситуации. И находит, недаром он такой молодой, а уже полковник. Наступает решающий миг, и гусар атакует. Сцена выстроена гениально.
            «Я люблю Вас страстно», объявляет Бурмин, и  первый удар точно в цель. После таких слов любая женщина, как бы не относилась к говорящему, начинает подтаивать. «Вы моё мучение и отрада» - наступает полковник, и всё идет по плану.
            «Но у меня есть ужасная тайна (вот она, всеобщая дамская слабость), между нами преграда (для русской женщины любая преграда – с полпинка), Вы терзаете меня (слегка помучить влюблённого мужчину – не в том ли особая сладость)». А дальше…
            Он женат. Но не знает на ком. Это было давно. Сильная метель. Заблудился. Двинул на огонёк. Церковь. Все торопят, пора начинать. Венчание. «Целуйтесь!» Глаза в глаза. «Не он!!!» Невеста в обмороке. Свидетели в изумлении. А он, как последний трус, бежал. Исчез, как тень в полдень. И он ни сном, ни духом  где это случилось, и кто была его невольная жена.
            И раскаяние, раскаяние…..
            После такой речи, все плюсы мужчины, как на ладони.  Он любит, у него честные намерения и,  если б он мог, она тотчас бы была его. Но он серьёзно относиться к браку, даже к такому случайном. Тем более, к такому. Он сожалеет, он раздавлен, но он должен нести этот крест безропотно. Должен ответить за свой грех, даже ценой своего счастья. Но Марья Гавриловна навсегда останется его путеводной звездой.
            Ну и как не простить этого грешника?! «Вы не узнаёте меня?» - вопрошает Маша и Бурмин падает к её ногам. Занавес!
            В рассказе полковника была пара весьма любопытных фраз. А именно: «Она показалась мне недурна» или «Она обратила ко мне бледное лицо своё…». У этого бравого вояки было хорошее зрение, раз в свете церковных свечей распознал миловидность полуобморочной девушки. Да и время было рассмотреть: венчание, сколь бы ни было скоротечно, все же не пять минут идёт. Церемония мало занимала вояку, он смотрел на невесту и развлекался, как умел. Для него это было занятное приключение.
            Маша, конечно, могла бы уцепиться за эти оговорки, но под напором чувств этого блестящего офицера не обратила на них внимания. Оно и понятно – стратегия и тактика разговора были безупречны. Этим признанием полковник обезопасил себя со всех сторон, возвел все мосты и укрепления.  
            В том, что Марья Гавриловна простила Бурмина, у меня сомнений нет – сердце не камень. Но вот какое будущее их ждёт – тут возможны варианты. О том, что гусар влюблён, мы знаем лишь с его слов, а Маша полковника отличала, но о любви с её стороны речи не было. Даже если между героями всё сладится, то как-то Маша должна будет объясниться со своей бедной маменькой. И что будет говорить Бурмин своей родне (если таковая имеется, в тексте о ней не слова) и прочим любопытствующим элементам? Этой паре нужно будет лепить удобоваримую легенду и утрясать формальности. В общем, строить версии их отношений – что вилами по воде.
            «Метель» - чудная вещица! Краткая, ёмкая, выразительная.  Насыщенная и ироничная. И, по хорошему, очень простая и понятная. А то, что Александр Сергеевич оставил своих случайных супружников в таких туманных перспективах, так у читателя имеется прекрасная возможность пофантазировать, как заблагорассудится.
            На этой ноте позвольте откланяться. Прощаясь, я размышляю: а не замахнуться ли мне на Вильяма, нашего, Шекспира?
            Всего доброго и хороших вам книг!
           



Комментариев нет:

Отправить комментарий